На Руси колокола появились в конце X века, практически одновременно с крещением русского народа. И православный колокольный звон отличался и отличается до сих пор от звона в храмах других конфессий.
Но не только звучанием выделялись русские колокола. К ним всегда было особое отношение, колокола запросто могли наказать за громкий звон в неурочный час.
Почему же страдали не звонари, а орудия их труда? Как колокола становились ссыльными и лыковымиНа Руси настолько любили звон колоколов, что порой он заглушал все остальные звуки. Будучи на улице, люди иногда просто не могли общаться друг с другом. Перезвон с церковных колоколен звучал на главные и мелкие церковные праздники. Также набатные колокола возвещали о какой-то беде, например, о пожаре или нападении. Заслышав набат, горожане бросались на помощь или же бежали прятаться. Поэтому просто так звонить в колокола было запрещено. Но этот запрет иногда нарушался.
Если набатный колокол звонил не по делу, то его жестоко наказывали. Доставалось, кстати, и звонарю, но его наказание было мягче. Ссыльным колокол становился, когда лишался своего языка. Язык колокола просто отрезали либо разбивали вдребезги. Иногда в качестве наказания колокола снимали с колокольни и отправляли в Сибирь. Или в какую-нибудь захолустную деревеньку. Но из ссылки колокол мог и вернуться.
Если провинившийся колокол миловали, то его возвращали на прежнее место. Возвращали обратно колоколу и язык. Звук его с новым языком был совершенно другим. Кстати, после починки такой колокол называли лыковым. И особое отношение было к колоколам, посмевшим потревожить правителей.
Наказанные угличский и новгородский колоколаВ 1478 году по указу Ивана III вечевой колокол из Новгорода арестовали и перевезли в Москву. Там его разломали на множество частей и переплавили. Новгородский колокол стал набатным в колокольне столичного Кремля. А в 1681 он снова провинился. Своим неосторожным звоном он перепугал задремавшего было царя Федора Алексеевича. Разумеется, суровый монарх приговорил колокол к ссылке. Он отправился в далёкую Архангельскую губернию в местный монастырь.
Значительно строже был наказан угличский набатный колокол. В 1591 году звонарь Федот зазвонил в него, возвещая о гибели царевича Дмитрия. Сделал он это по приказу жены Ивана Грозного. Угличский набат был тут же обвинён в начале Смуты. Колокол сбросили с колокольни и мигом лишили языка и уха, за которое он был подвешен. Кроме того, колоколец 12 раз ударили плетью, а после отослали в Сибирь. Примечательно, что вместе с колоколом туда отправились и угличане, якобы виновные в прозвучавшем набате. В течение года «преступники» тащили угличский набатный ссыльный колокол в Тобольск. Там его заперли в избе, а в 1677 году несчастный колокол был расплавлен в пожаре. Похожая судьба была у колоколов и в другие века.
Казни колоколов при Петре I и ЛенинеВо времена правления Петра Алексеевича многие колокола были казнены. Их снимали с колоколен и переплавляли. Таким образом царь, участвовавший в войнах, хотел компенсировать нехватку металла на пушки. Народ такими действиями царя был недоволен. Каждый казнённый колокол оплакивали, как умершего родного человека. Впрочем, при последующих русских императорах и императрицах храмы обзавелись новыми колоколами. Чего не скажешь о времени власти большевиков.
После Октябрьской революции многие колокола также пошли на переплавку. А те, что уцелели, звонили крайне редко. Потому что большевики всячески боролись с религией в народе. Во времена Великой Отечественной многие колокола также были обречены на переплавку. Стране отчаянно не хватало металла для производства оружия. К счастью, спустя годы новые колокола заняли место «погибших» старых.
Читайте также: Зачем большевики разграбляли церковные кладбища?