В стародавние времена на Руси слово «кликать» означало «предсказывать будущее». Женщины-кликуши считались провидицами, и к их пророчествам относились довольно серьёзно.
Со временем отношение к кликушам изменилось, и их стали считать бесноватыми. Первые православные священники даже совершали над ними обряды экзорцизма.
Но законно бороться с явлением кликушества начали в XVII веке. Кем были презираемые всеми женщины: больными, вещуньями или всё-таки одержимыми бесами? Как становились кликушамиЖенщин, бьющихся в припадках и выкрикивающих пророчества, в давние времена называли кликушами. Значение этого слова происходило от глагола «кликать» или «клечетать», то есть пророчествовать. Но время и меняющиеся общественные устои были неумолимы к кликушам. Примерно в XVI веке кликуш, или икотниц, стали считать одержимыми бесами. Тому было несколько причин.
Как правило, в кликуши записывали молоденьких девушек из хороших семей, подверженных припадкам. Но нередко икотницами были и женщины в возрасте. «Доказательством» того, что они одержимы бесами, было их поведение. Часто кликуши падали на землю и бились в конвульсиях. Кроме этого, во время припадков они могли издавать животные звуки и даже говорить чужими голосами, периодически икая. И чаще всего такие припадки случались рядом со священниками. Проявлялось кликушество у одержимых и в церквях, и во время крестного хода, совершаемого рядом с ними.
Нередко кликушество носило характер заразной болезни. Если в деревне появлялась кликуша, то вместе с ней становились одержимыми и другие люди. Чаще всего в этом обвиняли колдунов, якобы наведших на село порчу. Колдуны подвергались страшным наказаниям, в отличие от кликуш. К последним относились с презрением, но в то же время и со снисхождением. Считалось, что они сами не являются злом, а только лишь его жертвой. Но это нисколько не помешало православной церкви и властям расправляться с кликушами.
Церковь против кликушВпервые упоминание кликуши как бесноватой женщины было зафиксировано в 1606 году. Тогда был описан случай в Перми, где несколько женщин были одержимы икотой. А в 1666 году напечатали историю о неком мальчике, пошедшем в церковь и нашедшем калач, завёрнутый в платок. Когда мальчик откусил калач, на него напала икота. Очевидцы посчитали его икоту происками дьявола. Получается, что как раз в то время кликушество стали считать бесноватостью. И справляться с этим явлением предстояло священникам.
Чаще всего православные священники читали над бесноватыми женщинами специальные молитвы. Таким образом они проводили обряд экзорцизма. Но бывали и случаи, когда сами икотницы излечивали своих «коллег». Например, известно об одной кликуше, которая ударом по голове излечивала других кликуш. Впрочем, вполне вероятно, что она была простой шарлатанкой с компанией свой подельниц. Ведь нередко кликушами притворялись, чтобы избежать наказания или тяжёлой работы.
Законная борьба с икотницамиПервым в обмане кликуш заподозрил Пётр I. Во время его правления считалось, что имя, выкрикиваемое кликушей в припадке, было именем того, кто наслал на неё порчу. А после того, как над бесноватой проводили обряд экзорцизма, то и «колдуна» тоже пытали. Поэтому многие стали притворяться одержимыми, чтобы свести счёты с врагами. Тогда император издал указ о том, что и кликуш тоже нужно пытать. Случаи одержимости резко сократились, но не исчезли совсем.
В 1845 было издано Уложение о наказаниях. В нём кликушество было определено как умышленный обман. И согласно нему икотниц сажали на год за решётку. Совсем такими методами с бесноватыми расправиться не удалось. Упоминания о кликушах встречались и в XX веке и продолжают встречаться и в наши дни.
Читайте также: Русская инквизиция: как наши предки боролись с ведьмами