Русских дев-воительниц никто бы не смог назвать представительницами слабого пола. Наоборот, многие мужчины рядом с ними казались немощными и никчёмными.
Во многих былинах говорилось, что для завоевания сердца поляницы мужчине нужно было одолеть её в бою. И лишь тому, кто сумел побить её, дева отдавала свою любовь.
Но какими же были русские амазонки в бою? «Поленица Удалая, дочь Микулы Селяниновича». А. Рябушкин Что говорилось в былинах о женщинах-воинахВо многих былинах воительницы представлялись как равные по силе богатырям. И, разумеется, те, увидев прекрасных дев-воительниц, влюблялись в них и хотели жениться. Но не всё было так просто! Чтобы получить место в сердце женщины-богатыря, мужчине нужно побороть её. Часто это делалось путём полякования.
Русские амазонки выезжали в чисто поле и искали, с кем бы они могли сразиться. Это и называлось полякованием. Вполне вероятно, что от этого процесса и пошло название для женщин-воительниц — поляницы. Несколько по-другому — поленицами — называли женщин, пирующих вместе с дружиной князя Владимира. Не исключено, что эти самые женщины как раз и входили в дружину. Также вероятно, что образ полениц взялся из культур соседних с Русью стран.
Откуда появились славянские амазонкиОбраз воинственных богатырш просочился в славянский эпос от соседей. Например, сарматские воительницы очень похожи на наших полениц. Они тоже были искусными мечницами и лучницами. В былинных свадьбах, когда поленица выходила замуж за богатыря, можно проследить отголоски единения сармат со славянами.
В тюркском фольклоре образ женщин-амазонок тоже встречается. Отважные наездницы и воительницы были и у киргизского, и у башкирского, и у уйгурского народов. Схожи и свадебные обряды у восточных «женщин-богатырей». Они тоже должны были сразиться со своим женихом, но без фатального окончания битвы.
«Девана». А. Шишкин Самые известные поляницыСреди русских амазонок в былинах больше всего выделялись две дочери богатыря Микулы Селяниновича. Звали их Василиса и Настасья. Василиса была женой дворянина и обладала недюжинным умом и сообразительностью. С их помощью она смогла вызволить своего мужа из заточения князя Владимира. Обладая огромной физической силой, она, как и её отец, редко применяла её. Василиса Микулишна больше полагалась на свой ум, в отличие от сестры Настасьи.
Настасья Микулишна же умудрилась подраться с самим Добрыней Никитичем! В одной былине она одолела его, схватила за волосы и засунула к себе в карман. А после, разглядев, кого поймала, решила выйти за богатыря замуж. Стала Настасья героиней и другой легенды, на этот раз про Алёшу Поповича. Но в ней она предстаёт в другом образе, отличном от девы-поляницы.
Примечательна и другая Настасья — дочь Данила Манойловича. По преданиям, она вышла замуж за богатыря Дуная Ивановича. Тот сумел одолеть её в поединке. А на свадебном пиру Настасья Королевична предложила мужу посоревноваться в меткости. Сама она без промаха попала в кольцо, положенное на голову мужа. А когда пришёл его черёд, Дунай промахнулся, и Настасья умерла. Не выдержав этого, Дунай кинулся на собственный меч и умер. Согласно легенде, так появилась река Дунай.
Многие поляницы становились и героинями сказок. Например, Усоньша-богатырша и Марья-Моревна. А если обратиться к официальным документам, то о женщинах, сражающихся наравне с мужчинами, известно ещё со времён князя Святослава. В его дружины входили женщины-лучницы. Участвовали славянки и в битвах с татаро-монголами, литовцами и крестоносцами. В какой-то мере поляницами можно назвать и казачек. Они издревле бились вместе со своими мужчинами, отражая атаки врагов.
Источник: Что не так с картиной «Богатыри» Васнецова?