Массовая культура породила огромное количество устойчивых стереотипов. В фильмах, в которых упоминаются Крестовые походы или просто войны государств с отличными религиями, противоборствующие стороны называют друг друга «неверными». Что в корне неправильно: и христиане, и мусульмане неверными называют тех, кто отрицает существование Бога.
У этих двух мировых конфессий много общего. Но в течение долгих лет их представители вели войны, не приносящие ничего, кроме горя и разрушений. Главная христианская святыня, расположенная на территории Израиля, не раз оказывалась в руках мусульман, которые своим благоразумием и мудростью заслужили почётное право — стать хранителями ключей от неё, от ворот Храма Гроба Господня. Но почему?
Где находятся ключиИерусалимский храм Воскресения Христова, точнее будет сказать, что это храмовый комплекс, согласно преданию, расположен на месте, где были совершены распятие Иисуса, его погребение и чудо воскрешения из мёртвых. Именно здесь, как полагают христиане всего мира, происходит схождение Благодатного огня на «праздник праздников» — Пасху. Права владения на реликвии и святыни принадлежат греко-православному патриархату Иерусалима, Иерусалимскому патриархату Армянской апостольской церкви и католическому ордену францисканцев, но используется он шестью церквями. Казалось бы, что вера, пусть с некоторыми разночтениями, одна, и делить нечего, но это не так. И иногда инциденты вызывают крайнее недоумение.
В 2002 году коптский монах, который должен был сидеть на крыше и отстаивать интересы своей церкви возле эфиопской части, умышленно или не задумываясь передвинул стул в тень. Тень оказалась ближе к эфиопской части здания, что вызвало возмущение с их стороны. Так 11 монахов, участвующих в потасовке, прибавили иерусалимским полицейским и врачам работы. Ещё один нелепый случай произошёл в 2004 году, когда православный монах после процессии оставил дверь в часовне католиков-францисканцев открытой, чем последние были крайне возмущены, расценив это как неуважение. Снова драка, снова полиция. Бывали случаи, когда не только монахи выясняли отношения между собой: случалось, что священники скандалили с паломниками. С целью сохранения мира между христианскими конфессиями в XII веке был разработан хитроумный алгоритм — назначить блюстителями правил и порядков представителей другой религии. Ими стали мусульмане.
СаладинЭто может показаться странным, если вспоминать историю — не раз Иерусалим был захвачен мусульманами. Впервые это произошло в 637 году, когда город был осаждён халифом Умаром, которому врата были открыты после обещания не разрушать христианские святыни, как это сделал персидский царь Хосров II. Обещание халиф сдержал, но в 1009 году Аль-Хаким би-Амруллах, несмотря на соглашение, подтверждавшееся не одну сотню лет, устроил погромы и массовые репрессии христиан.
Храм пережил утрату некоторых строений, таких как базилика, был восстановлен крестоносцами, сначала утопившими город в крови православных, иудеев и мусульман, в 1187 году снова был покорён мусульманами — великим полководцем Саладином, который, кстати, разрешил христианским паломникам без всяких ограничений поклоняться их святыням. Интересна терпимость представителей другой религии к христианским ценностям. В то время, как сами христиане на протяжение многих столетий не могли договориться о совместном владении Храмом Гроба Господня. И в этом споре однажды участвовала даже Россия, потребовав в 1853 году предоставить ей право покровительства над святынями — один из поводов начала Крымской войны.
«Недвижимая лестница»Статус-кво был достигнут в 1757 году, опять же благодаря мусульманам: султан Осман III, узнав о волнениях в своей империи среди представителей христианских конфессий — греческим православным не понравилось, что католики начали строительство своего алтаря перед Гробом Господнем. Был издан указ, согласно которому территория храмового комплекса была разделена между конфессиями. В 1852 году был издан другой фирман, по сути подтверждавший решения прошлого. Символом статус-кво является «недвижимая лестница», которая опирается на карниз, принадлежащий Греческой православной церкви, и приставлена к окну, находящемуся во владении Армянской апостольской церкви. Пока лестница на месте — все живут в мире и согласии. И ни один гвоздь не может быть вбит без согласия представителей всех конфессий, в юрисдикции которых находится святыня.
Недвижимая лестница на фасаде храмаУпомянутый султан Саладин, согласно преданию, передал ключ от Храма Гроба Господня семье аль-Хусейни. Джудех аль-Хусейни, представитель древнего рода хранителей говорит, что это честь не только для него, но и для мусульман всего мира. Причём право открывать и закрывать вход в главную святыню христиан поручен другой семье — Нусейбе. Каждое утро в четыре часа утра представители обеих семей участвуют в церемонии открытия храма, отпирая дверь и распахивая её. За ритуалом всегда тщательно наблюдают представители Римско-католической, Греческой православной или Армянской апостольской церквей. Закрытие храма происходит в 19:00. Перед этим хранители ударяют трижды в большое чугунное кольцо, возвещая о закрытии.
«Мы — нейтральные люди в этой церкви. Мы как Организация объединённых наций. Мы помогаем сохранить мир в этом святом месте», — комментирует своё предназначение Ваджи Нусейбе.
Нусейбе и аль-Хусейни постоянно шутливо спорят о том, представителям чьего рода первым доверили ключи от города и входа в Храм. Ваджи настаивает, что ещё в 638 году его родственник стал хранителем. Но разве есть разница? Главное — мирное сосуществование.
Интерьер Храма в наши дниЧитайте также: Почему мусульмане не могут совершать намаз без коврика