Первые общины бегинок появились ещё в XII веке, и их участниц можно по праву назвать первыми феминистками. Бегинками часто становились те, кто не хотел теперь унижения от мужчин и хотел иметь равные с ними права на получение образования, труд и имущество.
За свои взгляды бегинки считались еретичками и подвергались гонениям.
Но численность их не уменьшалась, а наоборот, только росла. Чем же была так привлекательна жизнь в бегинажах? Жёны рыцарей или отвергнутые матерями-настоятельницами?Первые упоминания о бегинках встречаются в документах XII века. Тогда в Брабанте — территории, включающей в себя несколько провинций Нидерландов и Бельгии, появился первый орден «святых женщин». По одной легенде, священник Ламберт ле Бег организовал приют для женщин, которых по тем или иным причинам отказались принять в женский монастырь. А по другой легенде, бегинки организовали свои общины сами, будучи вдовами отправившихся в Крестовые походы рыцарей. Они не хотели снова выходить замуж, особенно по принуждению родственников, поэтому объединялись и жили вместе. Также разнятся и версии происхождения самого названия ордена бегинок.
Одни историки утверждают, что оно произошло от фамилии того самого священника ле Бега. Другие же говорят, что бегинки традиционно носили одежды тёмно-бежевого цвета. И как раз-таки от английского слова «beige» и произошло название бегинок. В любом случае, кто бы ни организовал и ни дал название этому женскому религиозному движению, он сделал благое дело для дам Средневековья.
Жизнь в общинах бегинок во многом походила на жизнь в монастыре. Женщины ходили в форме, похожей на монашескую, читали молитвы и собирались на общую трапезу. Они слушались настоятельницу, которую, кстати, выбирали путём общего голосования. Ещё бегинки давали обет целомудрия. Но в отличие от монашек, бегинки могли просто взять и уйти из общины и даже выйти замуж после этого.
Обет целомудрия бегинок длился не всю жизнь, а лишь то время, что они жили в бегинажах. К тому же, расписание дня бегинок было более интересным и щадящим, чем у монахинь. Монашки всё своё время молились или работали не покладая рук. А бегинки не обязаны были уделять всё своё время молитвам. Обязательна для них была лишь общая вечерняя молитва. За порядком в «монастырях» бегинок следили специально назначенные дежурные. Их было довольно много, и каждый занимался своим делом. Остальное время бегинки могли тратить на своё усмотрение — пойти в театр, на рынок или уделить внимание освоению профессии.
Как жили в бегинажахЖенские общины бегинок обитали в бегинажах — специально купленных для этого домах. Когда община уже не могла уместиться в одном доме, бегинки выкупали соседние или нанимали рабочих для постройки нового здания. В основном бегинажи строились рядом с церковью, чтобы женщины могли посещать службы. На дверь каждого бегинажа прибивали небольшой белый крест. Возводились дома на взносы женщин, примкнувших к тому или иному обществу бегинок. От богатых дам, нередко становившихся бегинками, ждали большого взноса. Впрочем, и тех, кто не мог дать ничего, тоже принимали. Внутри бегинажей не было различий между крестьянками и знатными дамами.
В бегинажах могли жить как несколько десятков женщин, так и несколько тысяч. Например, численность самого большого бегинажа в Бельгии насчитывала около 2000 человек. Дамы, получившие домашнее образование, передавали свои знания сёстрам, обучая всему, что умели сами. Девушек учили литературе, географии, танцам, пению и рисованию. Многие были выдающимися художницами и писательницами, сбежавшими в «монастырь» бегинок от непонимания в семье.
В Средние века женщине было недозволительно заниматься творчеством. Она должна была лишь прислуживать мужу и рожать ему детей. От этого и бежали в бегинажи свободолюбивые европейки. Скрывались в них и те, кого избивали родители или мужья. Уходили в бегинажи и девушки, которых родители хотели выдать замуж за нелюбимого человека. Словом, все те, кто хотел свободы и уважительного отношения к себе. При этом бегинки охотно помогали всем, кому их помощь была нужна.
Женские общины бегинок занимались благотворительностью, помогали брошенным детям и бродягам. На территории своих бегинажей они открывали больницы, богадельни и странноприимные дома. Были у бегинок и школы для детей, где и девочки, и мальчики получали духовное и светское образование. К тому же, бегинки нередко организовывали у себя производство тканей или различных товаров. А ещё бегинки часто вкладывали деньги в какой-либо бизнес. Нередко родственники девушек, ушедших в бегинки, оставляли им крупные суммы после своей смерти. Вместе с этим деньги бегинки получали и от богатых горожан, сочувствующих им. А сочувствие и доброта самих бегинок обернулись для них большими проблемами.
Преследуемые Святой инквизициейМного десятков лет бегинки жили вполне спокойно. Католическая церковь хоть и не одобряла эти женские общины, но смотрела на их деятельность сквозь пальцы. Однако примерно в XIII–XIV веке католическая церковь вдруг встрепенулась и поняла, что бегинки и их коллеги бегарды распространяют, по их мнению, ересь. Дело в том, что бегинки искренне считали, что для единения человеческой души с Богом посредничество церкви не является необходимым. Приблизиться к Богу, по мнению бегинок, можно было лишь молитвами и праведной жизнью. В этом их взгляды во многом являлись похожими на вероучения протестантов.
К тому же, обществу, в котором главенствовали мужчины, не нравилось то, что бегинки вели бизнес, не входя при этом ни в один из цехов. Хорошо организованные женские общины, получающие неплохую прибыль, для мужчин-предпринимателей были как бельмо на глазу. А ещё среди бегинок прятались дочери непутёвых родителей, поднимавших на них руку, и жёны, не вытерпевшие плохого отношения. На них в церковь регулярно поступали доносы, якобы в своих бегинажах женщины занимаются развратом. Церковь, решившая остановить ересь и принявшая за правду лживые доносы, начала гонения на бегинок.
Памятник бегинке в АмстердамеВо многих городах Франции, Италии, Польши и Нидерландов женские общины закрывались. Все их участницы оказывались на улице. Или в застенках инквизиции. За своё свободомыслие бегинки подвергались пыткам, особенно если они общались с членами запрещённых в то время францисканских орденов — спиритуалами и альбигойцами. Действительно, в бегинажах нередко находили приют сектанты и те, за кем охотились инквизиторы. Те же бегинки, кто не попал в лапы к инквизиторам, не могли продолжать вести свою привычную жизнь и заниматься бизнесом. К тому же, в 1287 году церковным указом бегинок лишили прав вести торговые дела. Мало-помалу численность приверженок этого женского религиозного движения сокращалось. А во Франции в 1311 году общины бегинок и вовсе были запрещены.
Дольше всего бегинки продержались в Германии, там они даже удостоились звания духовных женщин. Некоторые женские общины бегинок сохранились и в Бельгии. Там к началу XX века функционировало несколько бегинажей, в которых жили полторы тысячи «монашек». К сожалению, последняя женщина, бывшая бегинкой, умерла в возрасте 92 лет в 2013 году. Но сохранились многие здания бегинажей, напоминающие всем посетителям о свободолюбивых, милостивых и добрейших женщинах Средневековья.
Читайте также: Суфражистки — «дуры-бабы» или женщины, опередившие время