Революционерам после Великой Октябрьской было не до изобретения новой моды, она сложилась естественным для того времени путём: гимнастёрки, шинели, военные френчи, кожанки и сапоги с высоким голенищем. Всё практичное, крепко сшитое, неброское.
Как буржуазные пережитки разом были осуждены кружева и драгоценности, замысловатые шляпы и яркие галстуки.
Дресс-код пролетариата — скромное милитари. Однако жёны партийных функционеров и прочий советский бомонд работали против провозглашаемого аскетизма.Фактрум предлагает окунуться в модный мир начала XX века и понять, получилось ли у большевиков победить стремление женщин к красоте.
Рабоче-крестьянский стильПосле революции при Первой ситценабивной фабрике была создана художественная мастерская, а позднее и другие артели, массово шьющие скромную и практичную одежду для строителей светлого пролетарского будущего. Новая власть ставила перед модельерами задачу создать собственный рабоче-крестьянский стиль. Необходимо было, чтобы в такой одежде прежде всего было удобно работать. Оптимистично настроенные молодые модельеры находят выход в конструктивизме: внедряются чёткие линии и линейные, геометрические рисунки.
Однако скучное и полностью асексуальное направление продержалось недолго. Старые фабрики оправились от военных и революционных потрясений и стали вновь выпускать ткани с классическим, привычным рисунком. Да и советская элита — деятели искусства и жёны руководства партии — не были в восторге от конструктивистких идей и потихоньку обшивались в традициях старой, привычной моды, не уродующей женскую фигуру. При этом в тяжёлые годы становления Советов было невероятно тяжело отыскать хоть сколько-нибудь добротную ткань, и модельерам частенько приходилось шить одежду для высокопоставленных дам из штор, покрывал и полотенец.
Мода для нэпманшС возвращением в начале двадцатых годов частного предпринимательства в рамках новой экономической политики были разрешены и некоторые прозападные модные веяния. Модницы от НЭПа облачились в платья-рубашки прямого кроя с талией на бёдрах. Стиль «чальстон» пришёлся по душе зачастую полноватым «нэпманшам», ну, а про меховые манто и муфты и говорить нечего. Мужская советская буржуазия снова оделась во фраки, костюмы и фетр.
Женщины из простых рабочих могли позволить себе прямые длинные юбки, косынки и парусиновые туфли на ремешке, мужчины — косоворотки, штаны из брезента и картузы.
Конечно, мода Советов всё равно безнадежно отставала от западной: во второй половине двадцатых европейские женщины уже предпочитали носить юбки, подчёркивающие талию, и пиджаки с узкими плечами. Партия, как это ни удивительно, терпела пробуржуазную моду все нэпмановские годы из-за страха перед новыми волнениями народа.
«Очень левые ребята»После ухода от НЭПа в 1928 году и разворота Советов в сторону индустриализации и коллективизации буржуазные взгляды на моду были вновь строго осуждены. Ателье превратились в машины по производству потокового массового платья — скромного, грубого, практичного. Никакого выхода за рамки, никакого «творческого взгляда» на моду. Под раздачу попали даже такие «фривольные выходки», как производство агиттекстиля — рисунки тракторов и комбайнов, ЛЭПа и заводских труб.
Говорящий фельетон журналиста Григория Рыклина под названием «Спереди трактор, сзади комбайн» в газете «Правда» рассказывал о предприятии Александра Перелицына и Веры Муницыной, руководителях художественного совета Союзхлопкосбыта: «Это очень „левые“ ребята… всё, что носим с вами… — всё это сплошная контрреволюция. Кучка халтурщиков и пошляков, прикрываясь псевдореволюционной фразой, пачкала материю… Находились и овцеподобные коммунисты, которые послушно блеяли, считая хулиганские выходки новаторством и „шагом вперёд“…» После этого фельетона последние представители раннего советского конструктивизма навсегда исчезают с модных горизонтов.
К середине тридцатых годов власть всё-таки даёт небольшое послабление гражданам, уставшим от чисток и суровых реалий «светлого будущего». Начинается производство и продажа собственной парфюмерии и косметики, наряду с ресторанами открываются и новые ателье. Власть предполагала таким образом направить моду в самостоятельное, без ориентации на западные тенденции, русло. Но не тут-то было… Вслед за звёздами советского искусства — Любовью Орловой и Галиной Улановой — простые советские женщины вдохновлялись образами из голливудских фильмов, которые показывали в кинотеатрах. На экранах тогда с блистали Рита Хейворт и Энн Хардинг. В моду Советской России вошли платья с завышенной линией талии, рукавами-фонариками и маленькими отложными воротничками (разумеется, исключающими всякую «чуждую» сексуальность).
К концу тридцатых — началу сороковых следом за пропагандой здорового духа в здоровом теле всё большую популярность стал приобретать спортивный стиль. Женские пиджаки стали шире в плечах, стали модными крупные накладные карманы и отложные воротники, юбки с высокой талией и вертикальными складками. Мужчины облачились в свободные пиджаки и спортивный трикотаж. Наметилась некая самостоятельная модная тенденция, к которой так стремилась власть Советов.
Однако в эволюцию моды снова вмешалась жизнь. Началась Великая Отечественная война, которая затормозила развитие советской моды на несколько лет.
Читайте также: Пять самых красивых и успешных манекенщиц СССР