Западный человек зачастую представляет мусульманку забитой, угнетённой, совершенно бесправной. Стереотипы относительно восточных женщин не беспочвенны: запретов, касающихся поведения мусульманок, действительно немало. Однако в XXI веке они начинают постепенно разрушаться.
Сейчас среди мусульманок есть и именитые спортсменки, и пилотессы, и общественные деятели, и бизнесвумен.
Что они думают о жизни, как они чувствуют себя в своей вере, и не мешает ли она им в работе? Нилуфар Рахмани, 27 лет, АфганистанВВС Афганистана спонсируется США, руководство последних очень настаивает, что в армии должны служить и женщины. Поэтому очень нехотя, скрепя сердце, военное руководство Афганистана стало пускать в армию женщин, несмотря на запреты мусульман. Пока их очень мало, и они довольно сильно страдают от общественного порицания. Одной из девушек-военных стала настоящая красавица Нилуфар Рахмани, которая с самого детства хотела стать пилотом. В 23 года Нилуфар успешно сдала все экзамены, и ей доверили самолёт «Сессна-208».
Нилуфар Рахмани«Я помню, многие пришли на мой экзамен, чтобы посмотреть, как у меня ничего не получится, или я вообще разобьюсь. Но полёт прошёл на отлично. Никому не нравится, что я стала военным лётчиком. Дальние родственники говорят, что я покрыла позором весь наш род. Радикальные исламисты и консервативные мужчины грозили мне и моей семье расправой, в моего брата даже стреляли. Мужчины отказываются со мной лететь, правда, потом извиняются, когда увидят, что я действительно профессионал. Я не жалею, что стала знаменитостью, я верю, что, глядя на меня, многие другие девчонки тоже захотят покорить небо, несмотря ни на что. И со временем женщинам и в Афганистане удастся отвоевать свои права назад. Сама я просто счастлива, что занимаюсь любимым делом, а близкие родственники меня поддерживают», — говорит Нилуфар.
Сейчас у Нилуфар есть право на убежище на территории США, прошение о котором на подавала ещё в 2016 году. У её семьи такого права нет. И сегодня жизнь мусульманских женщин в Афганистане оставляет желать лучшего.
Гольна, 34 года, ИранИнтервью у следующих четверых представительниц исламского мира взял пользователь «Живого Журнала» во время своего путешествия в Иран. Имена всех четверых изменены.
«Не мужчины обязывают нас носить хиджаб, а Аллах. Если женщина любит Бога, ей в радость покрывать голову. У нас многие девушки носят джинсы с какими-нибудь удлиненными пиджаками. При этом их головы покрыты. Девушка сама решает, что ей носить. Слишком открыто, уверяю вас, она и сама не хочет одеваться. У нас так не принято, поэтому в шортах ей будет стыдно находиться. Кому-то нравится чадор — это такой хиджаб, который покрывает всё тело, кому-то нет. Здесь никто не станет заставлять. Права мусульманской женщины никто не ущемляет».
Азаде, 32 года, Иран«Гинекологи-мужчины у нас в стране есть, но они не пользуются популярностью. Ислам не запрещает врачу-мужчине прикасаться к женщинам, так как это вопрос здоровья. Женщина может пойти на приём к гинекологу мужского пола, если муж не против. Но, знаете, хотелось бы, чтобы он был против. Ведь если муж оберегает жену от других мужчин, значит он её любит, если же он разрешает ей пойти к врачу-мужчине, значит она ему уже безразлична. Что же касается визажистов, косметологов и парикмахеров, девушки в нашей стране тоже предпочитают женщин-специалистов. С давних времён иранки не любят прикосновения чужих мужчин. Таковы обычаи мусульманских женщин».
Латифа, 25 лет, Иран«Чтобы девушка сохранила честь, ей запрещается до брака вступать в какие-то отношения с парнями. Чтобы они не разбили её сердце. Девушка должна быть красивой, и хиджаб — это очень красиво. Он как раковина для жемчужины, скрывающая всю её прелесть. Мужчине нравится, когда женщина скрывает свою красоту от остального мира, самое лучшее только для него. Хиджаб — это правильная одежда».
Лейла, 28 лет, Иран«Я не знаю ни одной истории о том, чтобы иранку притесняли в правах. Запреты мусульман касаются людей обоих полов. Женщина и мужчина в шиизме равны. Они просто разные. Женщина лучше справляется с домашними, внутренними проблемами, а мужчина с внешними. Вы думаете, внутренние проблемы лёгкие и несущественные, как бы не так. Ещё про развод расскажу. У нас это очень плохо, муж и жена до последнего должны работать над сохранением семьи. Если всё же жена хочет развестись, то она не получит назад калыма, а её дети будут жить с матерью мужа, а не с ней. Если же муж захочет развестись, то ему это будет очень дорого стоить, ему придётся вернуть калым, а также обеспечить свою бывшую жену деньгами, чтобы она в них не нуждалась до конца жизни. Нам кажется такое положение вещей правильным. Разводы очень редки».
Наталья, 45 лет, Саудовская АравияВ 25 лет Наталья переехала в эту страну вместе с мужем, который по национальности сириец. Она очень довольна своей жизнью в Саудовской Аравии.
«Раньше было очень много запретов мусульман, сейчас чувствуются значительные послабления. Например, раньше абайя (традиционное одеяние, которые закрывает всё тело) была обязательным элементом, сейчас её можно не носить. Раньше не давали водительские права девушкам, а теперь пожалуйста, получайте, ездите. Я себя здесь чувствую в безопасности, мне очень комфортно. Редко какая женщина здесь поднимает что-то тяжелее дамской сумочки. Если она не хочет сама ездить за рулём, то муж нанимает ей водителя. Под полный запрет мусульман попадает алкоголь, а кальян нет, женщины его тоже курят и помногу. Если муж не против, женщина даже может одна гулять по городу. Я не чувствую себя притесненной, а то бы уехала назад в Россию, но я уже 25 лет здесь, и не уезжаю».
Вероника, 26 лет, КатарВероника приехала в Катар в качестве индивидуального спортивного тренера. Женщины в этой стране предпочитают заниматься фитнесом дома или в специальных женских залах, вместе с мужчинами спортом занимаются единицы. В Катаре Вероника уже три года. Мусульманство она не принимала и живёт в качестве экспата.
«Помню, как я была шокирована, когда узнала, что здесь законом разрешены браки между двоюродными братьями и сестрами. Женщины здесь обязаны носить чёрную абайю, встречаются те, кто ходит в европейской одежде с покрытой головой, но таких буквально единицы. Помню, один раз девушка, которую я тренирую, сказала, что скоро выходит замуж, потому что её родители и родители жениха обо всём договорились. Со своим будущем мужем девушка не знакома. Казалось, такие вещи где-то в XVII веке должны были остаться, но нет, здесь это до сих пор. Я ношу обычную одежду, просто не выше колен и без декольте. Я не чувствую никакого притеснения по отношению к себе. Но точно знаю, что если я забеременею, не будучи замужем, мне нужно будет покинуть эту страну».
Юлия, 31 год, ОАЭЮлия живёт в Абу-Даби по рабочей визе уже два года. Она считает, что это один из самых безопасных городов для женщин в мире.
«Женщины по одной не ходят, это для них грех. Они очень любят свою религию, искренне любят, поэтому грешить не хотят. В качестве местной жительницы-мусульманки я бы жить тут не хотела. Всё же запреты ислама для женщин существенны. Но иностранкой тут быть хорошо. Можно ходить одной, можно ходить в ночные клубы, можно покупать алкоголь. Конечно, следует носить закрытую одежду, но голову можно не покрывать. Я здесь в полной безопасности, это город для женщин, все проблемы здесь решают не они».
Сальва, 24 года, Саудовская Аравия«Я жила в Саудовской Аравии всю свою жизнь, я получила образование, выучила английский. После того, как я вернулась из университета, я просто сидела дома целыми днями и не делала ничего. У меня достаточно большой кругозор, чтобы понимать, что мир больше моего дома. Поэтому мы с моей сестрой приняли решение бежать из этой страны. Как нам это удалось — это другая история. Я уверена, если бы нас поймали, то убили бы. В права мусульманской женщины не включено право на самостоятельный переезд в другую страну. Мы получили убежище в Канаде, здесь у нас меньше денег, но больше свободы, я учусь плавать и водить машину. Меня ничего не связывает с моим прошлым миром. Здесь я счастлива».
Екатерина, 24 года, Египет«Я пять лет уже в Египте, замужем за египтянином. Я действительно обожаю эту страну. Девушки здесь занимают активную жизненную позицию, много работают. Носят платок, но женщин в абайях на улицах почти нет. Все носят джинсы, лёгкие брюки, или юбки ниже колена и кофты с длинными рукавами. У меня вот муж хочет, чтобы я работала, но я стараюсь отлынивать. Египет не зашоренная страна, стереотипы о мусульманах здесь не работают».
Читайте также: Традиция бача-пош: как афганцы превращают дочерей в сыновей