На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фактрум

24 подписчика

Загадки кораблика на шпиле Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

Флюгер Адмиралтейства прячет в себе множество тайн. Например, на самом ли деле под корабликом находится клад или же там ничего нет? Спорят историки и о том, какой же корабль стал прототипом флюгера-кораблика.

«Орёл» или «Не тронь меня»?

Автором кораблика на шпиле Адмиралтейства был умелец из Голландии Харман ван Болос.

Вместе с российскими подмастерьями он изготовил фигуру корабля высотой 158 сантиметров и длиной в 192 сантиметра. Но точно не известно, взял ли ван Болос в качестве прототипа реально существовавший корабль или нет. Мнения по этому вопросу сильно расходятся.

Одни историки считают, что фигурка корабля на шпиле Адмиралтейства повторяет силуэт фрегата «Орёл». Его силуэт и правда похож на фигурку корабля Адмиралтейства, но всё-таки не до конца. Главное расхождение заключается в том, что «Орёл» являлся однопалубным, в то время как флюгер-кораблик на шпиле имеет две палубы. Сумятицу внесла и надпись на позолоченных парусах флюгера.

Примерно в XVIII веке кто-то впервые заметил надпись на парусах флюгера. Многие были уверены, что там было написано «Не тронь меня». Именно так назывался великолепный линкор, сошедший с петербургских верфей. Однако корабль «Не тронь меня» построили в двадцатых годах XVII века, а кораблик на шпиле установили в 1719. Самый похожий на фигурку корабль был построен в 1709 году и назывался «Полтава». Впрочем, и он несколько отличается. У «Полтавы» было большее количество пушек, чем изображено на фигурке. Ещё имеется версия, что прототипом корабля на шпиле Адмиралтейства всё-таки является первый зашедший в порт Петербурга корабль из Голландии. Но, вероятнее всего, мастер ван Болос представил собирательный образ кораблей российского флота. Что, впрочем, ничуть не умаляет красоты флюгера.

Корабль, полный сокровищ

По слухам, на золочение флюгера шпиля Адмиралтейства потратили около 16 килограммов золота. Разумеется, это бередило умы нечистых на руку людей, желавших разбогатеть. В 1816 году флюгер-символ Санкт-Петербурга таинственным образом пропал. Несмотря на долгие розыски, его так и не нашли. Поэтому установили другой флюгер-корабль, точь-в-точь повторяющий прошлый. Его тоже позолотили, но уже в меньшем количестве. Правда, в 1886 году фигурку демонтировали и отправили в Центральный военно-морской музей. Вместо неё установили кораблик из листовой меди, украшенный сусальным золотом. Больше на сохранность самого кораблика никто не покушался. Но в прошлые века некоторые смельчаки хотели разорить «золотое яблоко», на котором покоится флюгер. Вокруг этой золотой сферы тоже немало тайн.

По давней легенде во время строительства Адмиралтейства в золотую сферу под кораблём заложили кубышку с золотыми монетами. Причём кубышка эта была непростая, открывалась она путём вращения двух половин определённым образом. Доподлинно неизвестно, была ли на самом деле кубышка в сфере или нет. Зато точно известно, что размещено в «золотом яблоке» шпиля Адмиралтейства сейчас. Внутри него действительно прячется шкатулка, но находятся в ней документы о проведённом ремонте и газеты разных лет. Так же прячется внутри сферы и капсула времени, которую должны были вскрыть в столетний юбилей Октябрьской революции. Также в шкатулке под корабликом на шпиле Адмиралтейства лежит икона Покрова Пресвятой Богородицы.

Читайте также: Почему люди боялись находиться рядом с Александровской колонной

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх