До Крещения Руси славянские заговоры были обращены к солнцу, дождю и грому, после принятия православия помощи стали просить у Богородицы, Спасителя и святых. Обычным делом были не только заговоры против болезней и на любовь, но и промысловые, торговые, воинские, путевые.
Древние славянские поверья чудным образом смешивались с молитвами и превращались в маленькие поэтические произведения.
Красоте и напевности народных заговоров удивляется Фактрум, разбирая старинные «магические» тексты. Сила добрых словВ деревнях магией слова владели не только знахари, заговорами в повседневной жизни постоянно пользовались молодые матери и влюблённые девушки, пастухи и охотники. Наши предки безусловно верили в силу доброго слова и передавали «магические» слова из поколения в поколение. До нас дошли тексты заговоров от самых разных напастей — укусов бешеной собаки и болезней домашних животных, от воров и засухи, от пожаров и дурного глаза.
Заговор для успеха в дальней дороге (из книги XIX века «Великорусские заклинания» Леонида Майкова): «Едет Егорий Храбрый на белом коне, златым венцом украшается, булатным копьём подпирается, с татем ночным встречается, речью с ним препирается: „Куда, тать ночной, идёшь?“ „Иду я людей убивать, купцов проезжих добывать“. А Егорий удал, ему дороги не дал, православных обороняет, в пути-дороге сохраняет».
Тексты заговоров были схожи своим построением и манерой произношения: зачин с обозначением личности просителя («Встану я, раб Божий, благословясь, умоюсь водою, росою, утруся платком тканым, пойду перекрестяся…»), повествование с выражением просьбы или желания, закреп с убедительными, сильными словами («…нет моим словам переговора и недоговора; будь ты, мой приговор, крепче камня и железа»).
Крайне важно было не изменять последовательность слов и не заменять их другими, иначе сила заговора могла потеряться. Нередко в тексты вплетались и какие-то небольшие действия, обряды. И, конечно, удивительной силой обладала сама манера приговоров — напевная, мелодичная, «круглая».
Лечебные заговоры и любовные приворотыОдними из самых распространённых славянских заговоров были «отговоры» болезней — грыжи, лихорадки, ячменя, зубной боли. По традиции к силе такого слова прибегали знахари: лекари-самоучки и люди, побывавшие в какой-то не рядовой ситуации, — сами перенёсшие тяжёлую болезнь, побывавшие на грани жизни и смерти или же получившие увечье. Их сила считалась доброй, светлой — в отличие от «чёрной» силы колдунов и ведьм.
«Диагностика» знахарей зачастую также была неординарной. Например, для определения причины болезни или злого человека, наславшего недуг, в холодную воду выливали расплавленный воск и смотрели на получившиеся причудливые формы.
К определённой форме болезни относили наши предки и любовную «сухоту». Она приносила влюбленному человеку разъедающую тоску, мучения, боль. Поэтому и само это сильное чувство зачастую объясняли насланной «порчей», сверхъестественными чарами. Поэтому и любовные привороты в ответ требовали от объекта не светлого чувства, а такого же мучительного, болезненного огня в сердце: «...спать бы она не заспала, гулять бы не загуляла».
Заговоры от детского плача и для домашнего скотаИзматывающий плач младенца в народе зачастую объясняли вмешательством тёмных ночных сил — домовых и кикимор, поэтому защищали детей специальными заговорами, призывая на помощь и природные силы — солнце, луну, ветер.
В то же время теми же природными силами объясняли и отсутствие сна у детей — рассвет или закат, и выносили детей на заре, показывая солнцу и читая «целебные», «очищающие» заговоры-молитвы.
Особняком стояли заговоры славян для приплода и здоровья скота как важного источника благоденствия. Отдельные напевы существовали для коров и коз, чтобы те принимали и выкармливали новорожденных детенышей. И до сих пор силой слова по древней традиции пользуются пожилые пастухи и доярки в некоторых дальних регионах России.
Читайте также: В каких богов верили на Руси до принятия православия?