Мужчина-скопец имел желтоватую сухую кожу, тонкий голос, а также отложения жира в местах, где у обычных мужчин он не откладывается — на груди и бёдрах. Оскоплённая женщина не менялась так сильно, как мужчина: она сохраняла возможность иметь детей, даже если ей полностью удаляли грудь.
Люди добровольно на протяжении столетий увечили свои тела и рисковали жизнью.
Все операции проводились в условиях антисанитарии и почти подручными средствами, поэтому многие умирали от кровопотери или сепсиса.Внимание! В тексте присутствуют описания хирургических операций на половых органах.
Появление скопческой ересиРаскол Русской Православной Церкви начался в середине XVII века как следствие неприятия частью верующих реформ, на которых настоял Патриарх Никон. Раскол спровоцировал появление старообрядцев. Эти люди считали своим долгом сохранить свою «правильную веру» и для того, чтобы спастись от гонений новой церкви, уходили в глухие места.
Поскольку старообрядцы испытывали дефицит в настоящих священнослужителях, Евангелие стало интерпретироваться наиболее бойкими представителями староверов по их усмотрению. Из-за этого раскол продолжался — теперь уже среди старообрядцев. Церковное разномыслие (сектантство) на благодатной почве общего невежества населения расцвело махровым цветом. Так появились «беспоповцы» (считали, что и без попа можно служить Богу и истинно в него верить). От них откололось множество сект, в частности:
«Дырники» (в прямом смысле молились на дырку в стене). «Рябиновцы» (молились на рябину). «Духовные христиане» (аллегорически толковали Библию, отрицали церковную иерархию и православное богослужение).На «духовных христианах» следует остановиться. Именно из них образовалась секта хлыстов, от которых откололась секта скопцов. Основателем последней считается лжехрист, беглый крепостной крестьянин Кондратий Селиванов. В Орловской Губернии после побега от помещика он посетил радения в секте хлыстов. Там сначала притворился немым, но потом заговорил. Этого вкупе с харизмой Кондратия было достаточно, чтобы последователи секты признали его мессией и «богом над богами». Также сильно поспособствовала руководитель общины (корабля) хлыстовцев Акулина Ивановна. Она объявила его своим сыном, который родился от Бога после непорочного зачатия.
В своём высоком статусе Селиванов безбедно жил в общине некоторое время. Особенности характера не позволили ему сидеть без дела. Кондратий начал проповедовать оскопление среди хлыстовцев, так как посчитал, что разврат вреден и оскорбителен для Бога. На своём «корабле» Акулина не потерпела выходок «сына», да и большей части хлыстовцев затея с оскоплением пришлась не по душе. Поэтому Селиванов выпорхнул из «родительского гнезда» и основал свой «корабль» в селе Сосновка. Там он был уже полноправным мессией и «царём над царями», который пришёл на землю дать людям «огненное крещение» и избавить их от «лепости» (сладострастия и вожделения).
СкопцыНадо полагать, что Селиванов был прекрасным оратором и умел завладевать умами и сердцами людей. Впрочем, в те мрачные времена с необразованным народом, который жил в вечном страхе, можно было творить многое. Какую-то часть людей он привёл из общины Акулины, какую-то — из деревень, которые встретились на пути. А после в Сосновку сами начали стекаться люди, заражённые идеями скопческой ереси.
Любопытно, что не сообщается о том, был ли сам Селиванов скопцом, зато в разных источниках говорится, что он на первых порах проводил операции оскопления как мужчинам, так и женщинам, и подросткам.
Секта получила широкое распространение из-за того, что дети в ней почти не рождались. Новых членов заманивали в свои ряды самыми разными способами:
Оскопляли детей родственников скопцов, иногда за отдельную плату родителям. Выкупали крепостных крестьян при условии оскопления (секта была очень богатой). Эффективно вели пропагандистскую деятельность: тёмный и легковерный народ очень хотел «спастись» и добровольно шёл под нож.На это пагубное явление из-за его быстрого и широкого распространения было вынуждено обратить внимание государство. Так, первый суд над скопцами состоялся в 1772 году. Судили целый «корабль» в составе 246 человек. Были и другие суды, обычно в качестве наказания ссылали в Сибирь. Скопчество было настоящей гидрой: ко второй половине XIX века последователей насчитывалось более 6 тысяч. Секта была наиболее распространена в европейской части России. Там на момент первой всеобщей переписи в 1897 году проживало 94,2 тысяч человек. Поэтому 6 тысяч — это весьма значительная цифра.
Секта была довольно богатой. Сами её участники объясняли это тем, что не рожают детей, которые и есть главная причина обнищания. Также они не употребляли алкоголь, табак и мясо, не сквернословили, не относили пожертвования в церкви. Последние они назвали «конюшнями», а священнослужителей — «жеребцами».
Вот мы не женимся и замуж не выходим, оттого и богаты. Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам. Тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы.
Александр Дюма-отец во время своего путешествия по Кавказу встречался со скопцами. Он записал, что многие из них оскопляются только после того, как у пары рождается один ребёнок. Скопцам хотелось передать свои материальные ценности по наследству.
«Сесть на белого коня»Сначала операция оскопления у мужчин проводилась путём отжигания раскалённым железом яичек и части мошонки: отсюда и название ритуала — «огненное крещение». Позже было решено использовать различные режущие инструменты, которыми удаляли те же части, что ранее отжигали. Раскалённое железо продолжили использовать, но уже для дезинфекции и остановки кровотечения. Кроме этого использовалась ткань, смоченная деревянным маслом, реже рану посыпали медным купоросом или квасцами, чтобы она перестала кровоточить. Удаление яичек и части мошонки получило у скопцов название «малая печать» или «первое убеление». Также употреблялось выражение «сесть на пегого коня». Нередки были случаи самостоятельного наложения «малой печати», чаще всего в Курской губернии.
«Первое убеление» не лишало мужчин сексуальности и желания, а также возможности полового сношения. Поэтому особенно ярые последователи секты считали необходимым накладывать «царскую печать» — удалять половой член («вторично убеляться», «садиться на белого коня»). Иногда обе печати накладывались одновременно, иногда вторая — через 3–4 месяца после первой или позже, но не раньше. Проведение таких операций подряд часто влекло за собой смерть. Чтобы не допустить зарастание уретры, в неё вставляли небольшой оловянный или свинцовый стержень (за неимением — гвоздь).
Обычно «убеляли» и женщин: им иссекали или выжигали соски и внешние половые органы (клитор и половые губы). Понятно, что оскоплённые могли рожать детей после таких процедур. Записаны случаи, когда покинувшие секту женщины обзаводились семьями и становились мамами.
Операции по оскоплению проводились кустарно, в условиях полной антисанитарии, без анестезии, людьми, не знакомыми с медициной вовсе. Сложно сказать, какой процент оскопленных людей выживал — статистику никто не вёл.
Наибольшего успеха в борьбе со скопческой ересью добилась советская власть. В 1929 году состоялся громкий судебный процесс над скопцами, и все они были сосланы в лагеря. При этом нельзя сказать, что эта секта была полностью уничтожена. Отдельные поселения скопцов существовали даже в девяностые годы прошлого столетия на территории России и Латвии. На Кавказе до сих пор практикуют клитерэктомию, эту же «услугу» предлагают частные медицинские клиники. В России увечащие женщину операции не были признаны противоправными.
Читайте также: Духоборы — секта хиппи царской России