Поговаривают, что на одесском «Привозе» можно купить всё на свете, а если хорошенько поторговаться — то и ещё немножко. А ещё он считается родиной специфического одесского языка, где тесно переплелись русский, идиш и украинский.
За почти 200 лет своего существования «Привоз» оброс множеством слухов и легенд.
Так почему ни один турист не может устоять перед соблазном заглянуть в «душу Одессы»? Как в Одессе возник рынок «Привоз»Одесса в силу своего удачного расположения быстро стала местом, куда стекались отличные продукты и различные заморские диковинки. Первый рынок в Одессе возник всего через год после появления самого города, в 1795 году. А спустя три года неподалёку от него организовали ещё одну торговую площадку, руководили которой купцы Афанасьев и Самарин. На их базаре в основном продавалось мясо, и был он примечателен тем, что туши разделывались прямо на месте. Впоследствии был открыт ещё один базар, и к тридцатым годам XIX века в Одессе стало три рынка. «Привоз» появился только в 1827 году и поначалу был просто небольшой площадкой, куда приезжали торговцы.
Само название рынка «Привоз» произошло от специфики торговли на его территории. Поначалу этот рынок был лишь придатком к Старому — Привозной площадью. Туда, на незамощённую грязную площадку, стекались люди, продававшие свои товары прямо с телег и возов. Долгое время там торговали лишь сеном и кормом для скотины, но ассортимент рынка быстро расширялся. Вскоре там начали торговать овощами, фруктами и мясом. Примечательно, что за торговлей на Привозной площади никто не следил. До шестидесятых годов XIX века продавцы не облагались налогом — рыночным сбором. К тому же, на «Привозе» не существовало обязательного для рынка учреждения мер и весов. То-то было раздолье для нечистых на руку продавцов! Впрочем, обвесом и обманом в Одессе никого нельзя было удивить. Как и состоянием торговых мест.
Когда стихийный базар официально стал рынком «Привоз», торговля с телег прекратилась. Вместо этого для торговцев построили деревянные прилавки. Однако об их чистоте и чистоте рынка в целом мало кто заботился. Продавцы и покупатели справляли нужду прямо между рядов, гнилые продукты выбрасывались туда же. Колорита добавляла и вечная грязь — площадь «Привоза» так и не была замощена. Лишь к началу семидесятых годов XIX века её замостили гранитным щебнем. Рынок активно расширялся и был главным местом торговли в Одессе, но в 1902 вдруг исчез с лица города.
Родина одесского юмораВ 1902 году в Одессе вспыхнула эпидемия чумы, которую, как известно, переносят крысы. Особенно много заражённых тварей бегало среди грязных прилавков «Привоза». С ними пытались бороться: всю площадь залили карболкой и засыпали известью, но результатов это не дало. Тогда наиболее грязные павильоны решили сжечь. Но из-за рокового стечения обстоятельств огонь перекинулся и на другие лавочки. Рынок «Привоз» сгорел дотла. Погоревав, торговцы переехали на Куликово поле, но вскоре вернулись на Привозную площадь.
На месте пепелища в начале XX века построили новые павильоны. Да какие! Красивые, каменные и невероятно удобные. А главной достопримечательностью рынка стало здание Фруктового пассажа. Как понятно из названия, торговали внутри него в основном фруктами. На территории же остального рынка в многочисленных лавочках жители Одессы и туристы закупались свежей зеленью, рыбой, мясом и бакалеей. Торговали на «Привозе» все кому не лень — и коренные одесситы, и приезжие из соседних стран. В порядке вещей здесь было отвечать вопросом на вопрос и говорить: «Да таки берите уже эту колбасу, шоб вы были здоровы!»
Фруктовый пассаж, начало XX векаУникальный многонациональный состав продавцов породил специфический одесский язык — этакую мешанину из украинских, русских и еврейских слов. К тому же, торговцы быстро поняли, что с шутками-прибаутками товар расходится быстрее и стали соревноваться, кто остроумнее разрекламирует свою продукцию. Не запрещали они потенциальным покупателям и пробовать товар, что, разумеется, было хорошим маркетинговым ходом. Сегодняшние продавцы рынка «Привоз» в Одессе от традиций не отступают и радуют покупателей бесплатными пробами, активным торгом и колоритным украинским юмором. И тут и там можно услышать фирменные фразочки:
— Милочка! Ну шо вы так уставились на этот окорок? Таки берите уже и доставьте себе удовольствие! — Шо вы говорите, творог вам? Хороший? Кувшинный! Вы таки никогда не будете жаловаться, а завтра снова ко мне придёте! — Да шо вы жалуетесь мне за эту рыбу? Ну да, она живая, но не плавает. Спит рыба, просто спит!
Так что многие люди ходят на «Привоз» не за помидорами и селёдкой, а за новой порцией шуток продавцов. К тому же, от торговцев всегда можно услышать различные байки об их любимом месте работы.
Мясной ряд Легенды одесского «Привоза»В двадцатые годы XX века руководителем «Привоза» за крупную взятку стал мошенник по имени Яша Пиреман. Он быстро взял всех торговцев в оборот, начав собирать с них выдуманные налоги. А ещё он присвоил себе несколько сотен тысяч рублей из городского бюджета, выделенные на ремонт рынка. В один момент Яша всё-таки прогорел, его поймали и приговорили к расстрелу. Но перед этим он спрятал где-то на «Привозе» кучу драгоценностей и денег. Клад Пиремана до сих пор не нашли, но, может быть, при очередной реконструкции рынка он отыщется. Многочисленные реконструкции, кстати, давали обширную пищу для появления слухов.
Так, поговаривали, что в пятидесятые годы в новеньком здании рыбного корпуса был цирк. За небольшие деньги там можно было посмотреть различные представления. Например, на то, как мотоциклист ездит по вертикальной стене. И правда, «рыбное» здание вполне могло подойти для такого аттракциона. Сами одесситы почему-то не любят отвечать на вопрос, был ли аттракцион или нет. Зато с охотой рассказывают о том, как по «Привозу» настоящего слона водили.
Перед началом Великой Отечественной было решено перевезти всех обитателей из одесского зоопарка в симферопольский. Зверей не стали сажать в клетки, а повели по улицам Одессы просто так. И один из слонов, Мирза, проходя мимо «Привоза», учуял, что там есть, чем поживиться. Сбежав от охранников, слоник украл с фруктового лотка яблоки, после закусил солёными огурчиками и завершил свою трапезу парой кочанов капусты. Продавцы негодовали, но сделать со слоном ничего не могли. Работникам зоопарка еле-еле удалось поймать Мирзу и завести его в поезд. На память об этом забавном происшествии, к сожалению, ничего не осталось. Зато на самом известном одесском рынке есть несколько памятников героям одесского фольклора.
Тётя Соня и Костя-морячокВ самом центре рыбного ряда рынка «Привоз» гордо возвышается бронзовая тётя Соня. На голове у неё — широкополая шляпа, в руке у тёти Сони — связка бычков, а об её ноги трётся толстенький кот. Многие приходящие на рынок кидают монетки в фартук статуи, загадывая желания, а оттуда деньги попадают в маленький ящик. Раз в месяц ящик опустошают, а деньги тратят на нужды рынка. А среди продавцов существует поверье, что для удачной торговли обязательно нужно потереть нос скульптуры.
Памятник тёте СонеМногие считают, что статуя тёти Сони — собирательный образ всех женщин из Одессы. Возможно, они и правы. Но сам автор скульптуры Игорь Ивченко говорит, что бронзовая тётя Соня — это рыбачка Соня из популярной песни, вышедшая на пенсию. В другом павильоне у тёти Сони есть подружка — скульптура молодой рыбачки Сони.
В павильоне молодая рыбачка Соня стоит не одна, а со своим возлюбленным — Костей-морячком. Да-да, тем самым, что является героем песни «Шаланды, полные кефали». Статуи стоят на большой позолоченной раковине, из которой льётся вода. Считается, что если попасть в эту раковину монеткой и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Впрочем, у любого попавшего на «Привоз» точно сбудутся два желания — купить качественные продукты и вдоволь похохотать.
Читайте также: Анекдот про одесситку, пришедшую на «Привоз» за салом