На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фактрум

24 подписчика

В картине Репина «Бурлаки на Волге» полно ошибок

«Бурлаки на Волге» — простая, на первый взгляд, картина. Однако в ней спрятано множество деталей, которые имеют скрытый подтекст. Некоторые вещи автор намеренно рисовал неправильно. Есть на картине и совсем уж странные части.

Например, на корабле, который тянут бурлаки, стоит клетка с русалкой. Зачем Репин поместил мифическое существо на картину, которая показывала один день из реальной жизни русских людей?

Картина И. Репина «Бурлаки на Волге». «Бурлаки на Волге». И. Репин

Труд бурлаков

Илья Репин закончил писать картину в 1873 году, когда парусные лодки активно заменялись паровыми судами. Главная ошибка художника — несвоевременность. Сразу после написания картину отправили на крупную выставку в Вену.

Представьте ситуацию: в то время, как весь мир переходит на машинный труд, из России прибывает полотно с несчастными бурлаками. Недовольство Репину высказал сам министр путей сообщения. Однако художник находился под покровительством князя Владимира Александровича и дальше словесных замечаний дело не зашло.

Работа у бурлаков была невыносимо тяжёлая. Люди в буквальном смысле впрягались в связку и без каких-либо приспособлений тянули целый корабль. Кстати, в России в XVI-XVIII веках существовали не только мужские, но и женские артели бурлаков.

Эскиз-вариант «Бурлаков». 1870 годЭскиз-вариант «Бурлаков». 1870 год

«Бурлаки на Волге»: тайные послания

Если присмотреться к мелким деталям, можно заметить, что некоторые специально изображены неправильно. Например, флаг на мачте корабля. Русский триколор перевёрнут вверх ногами. Таким образом Репин хотел подчеркнуть политическую ситуацию в России, которая в конце XIX века стояла на грани переворота.

О перевороте говорит и верёвка, которая привязана к мачте корабля. Настоящие бурлаки тросы крепили к «телу» судна. Ведь если тянуть корабль так, как это изобразил Репин, — парусник перевернётся. Этим художник ещё раз хотел обратить внимание на общественные настроения.

На картине Репина есть и другие символы, которые нельзя назвать ошибками. Нарисованы детали правильно, но нарисованы со скрытым смыслом. Так, паруса отдалённого корабля в левой части картины наполнены левым ветром. Парус — символ революции, а направление ветра — настроение революции. Хозяин корабля, который стоит на судне, одет в красную рубашку, что символизирует будущее государство рабочих. Рядом с кораблём стоит клетка с русалкой. И вот русалка вызывает массу вопросов.

Русалка на полотне Репина

Рядом с капитаном в красной рубашке стоит клетка с русалкой. Картина, которую Репин написал под впечатлением от тяжёлого труда бурлаков, передавала реальный быт работяг. Зачем же художник добавил на картину мифическое существо?

Фрагмент с русалкойФрагмент с русалкой

Искусствоведы убеждены, что и здесь Репин создал отсылку к судьбе государства. Женщины в искусстве всегда были символом страны. Сидящая в клетке русалка после того, как корабль перевернётся (а он перевернётся, ведь тянут его за мачту), окажется в воде. Благодаря бурлакам-трудягам мифическое существо вернётся в родную стихию. Однако русалки — женщины бесплодные. Таким образом художник хотел показать, что существо хоть и освободят, но тщетно.

Разные бурлаки: шишка, халтурщики и косный

На картине Репина очень точно передана иерархия, которая тогда была принята у бурлаков. Впереди всех идёт шишка — бригадир группы. Рядом его помощники — подшишечные. В розовой рубахе — молодой бурлак, который из-за издевательств бывалых работников часто отказывался тянуть лямку. Были среди бурлаков и халтурщики, которые особенно не старались. В конце шёл надзиратель, который подгонял халтурщиков, и косный, следивший за свободным концом верёвки.

Читайте также: Кто становился бурлаками и сколько они зарабатывали?

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх