Сорокаградусный, душный сентябрь 1986 года. В военном госпитале Душанбе хирурги готовятся к уникальной операции. На врачах — странная металлическая «униформа», в сотни раз усложняющая работу в такую жару.
На хирургическом столе проваливается в наркоз 20-летний солдатик, в теле которого пока ещё чудом не взорвался смертельный механизм.
Любое неверное движение врачей станет последним и для афганца, и для них самих. Необычное ранение Юрий Воробьёв перед операциейПациента звали Виталий Грабовенко, в госпиталь его доставили прямиком с места боя. Солдат снаряжал ленту гранатомёта и увидел, что ему в плечо попал именно снаряд. Он сказал об этом оказывавшим ему первую помощь, но никто ему поначалу не поверил, сочтя это бредом раненого. В больнице даже на первом рентгене ничего не смогли разглядеть и лечили бойца от множественных осколочных ранений.
Однако и пациент, и врачи быстро поняли: с раной неладно. Отёк увеличивался на глазах, рука почти перестала двигаться. Вторая рентгенограмма вместо ожидаемой врачами межмышечной гематомы показала какой-то странный объект прямоугольной формы размером 11 на 3 см. Военные, призванные для консультации, как один заявили, что это — граната, находящаяся на боевом взводе. И катастрофа может случиться в любую секунду. Каким-то чудом парнишка ещё не взорвался и спокойно передвигался по военному госпиталю уже несколько дней, даже играл с другими ранеными в настольный теннис. Медлить было нельзя.
О ситуации сразу же доложили в Москву, и за развитием событий следило уже всё высшее военное руководство. Операцию взялся провести заведующий госпиталем, хирург Юрий Алексеевич Воробьёв. От медсестёр-ассистенток отказались, понимая, чем всё может закончиться. Ассистировал заведующему хирург Александр Дорохин, анестезиологом выступил Владимир Моисейкин. Врачи не только рисковали своими жизнями: у каждого из них были семьи с детьми или беременными жёнами.
Медицинские инструменты для проведения операции Уникальная операция советских врачей Граната на память хирургу о проведённой операцииГотовились быстро: на близлежащем заводе для хирургов подготовили инструменты для защиты рук. Подобрали и бронежилеты весом под 40 килограммов. В бронежилетах заходили к пациенту и медсёстры, готовившие его к операции. В больницу была доставлена дополнительная кровь для переливания — если пострадавших окажется внезапно больше. Саму же операцию проводили в перевязочной, чтобы в случае неуспеха оказывать помощь в операционной самим хирургам. Остальным больным в этот день запретили выходить из своих палат.
Кроме всех этих немыслимых сложностей, была ещё одна: главному хирургу было необходимо принять важное решение о том, как проводить саму операцию. Гранату проще и безопаснее всего было просто вырезать из руки пострадавшего, но тогда молодой человек был бы навсегда лишён полноценной руки и остался бы инвалидом. Второй вариант был во много раз сложнее и рискованнее — вынуть снаряд прямиком из небольшого надреза. Военврач Юрий Воробьёв остановился на втором.
Опытные и бесстрашные советские хирурги безукоризненно провели сложнейшую операцию. Она стала настоящим подвигом военной медицины. Аналогичных случаев в истории не было.
Сапёры, ожидавшие окончания операции, быстро обезвредили боевую гранату, вынутую врачами из тела афганца. Дважды счастливый пациент быстро шёл на поправку и много раз говорил потом, что получил вторую жизнь: день операции совпал с его реальным днём рождения, бойцу Виталию Грабовенко исполнялось в тот момент 20 лет.
Читайте также: «Афганец», отказавшийся вернуться в Советский Союз