Советский композитор Никита Богословский однажды назвал The Beatles «навозными жуками». В шестидесятые годы XX века это было нормой в СССР. Номенклатура и многие музыканты открыто недолюбливали популярную английскую группу.
Частенько композиторы откровенно воровали песни The Beatles. На руку плагиаторам играл железный занавес.
Случалось, что оригинальная песня «битлов» ещё не появилась в СССР, но уже звучала её отечественная версия.За что некоторые композиторы и партийные деятели ненавидели The Beatles, и какие разгромные рецензии издавались в Советском Союзе? Фактрум обнаружил интересные детали в истории самого громкого музыкального течения СССР — битломании.
Запретный плод сладокПартийные работники недолюбливали The Beatles за «распущенность». Нельзя было допустить, чтобы столь свободная музыка просочилась в советскую культуру. Однако усилия номенклатуры были тщетны. «Битлов» записывали подпольно, передавая пластинки из рук в руки. Качество, конечно, оставляло желать лучшего. Подобная преданность фанатов подталкивала советских композиторов к плагиату. Да, музыкантам с правильными установками давали дорогу. Но что толку, если руки слушателей тянутся к пластинкам «забугорной» группы?
Возникновение новых способов записи, дающих более чистый звук, только усугубило популярность The Beatles в СССР. Творчество группы запрещали с таким же успехом, как и секс, — он был, просто на эту тему предпочитали молчать.
«Навозные жуки» и «пчёлы»Сложно сказать, что заставляло отечественных композиторов выступать против музыки The Beatles — желание выслужиться или зависть. Но иногда в советских газетах проскакивали опусы, стремящиеся развенчать славу «битлов». Один из таких очерков принадлежит Никите Богословскому — автору известной песни «Тёмная ночь». В 1964 году в газете «Международный фельетон» вышла статья «Из жизни „пчёл“ и навозных „жуков“». В опусе сравниваются две категории людей — трудолюбивые «пчёлы» и отвратительные «жуки».
«Трудно себе даже представить, какие звуки издают эти молодые люди под собственный аккомпанемент… Достаточно сказать, что одна из их песенок называется «Катись, Бетховен!»… Обслуживают «жуков» 12 служащих — «пчёл», пятеро ведут корреспонденцию… Бедные наивные «жуки»! Вы, наверное, твёрдо уверены в том, что всё это — слава, бешеные деньги, рёв и визг поклонников, визиты к королям — всё это навсегда и по заслугам… И придётся вам с трудом пристраиваться в маленькие провинциальные кабачки на временную работу или идти «пчёлами» к новым «жукам».
В конце известный советский композитор позволил себе завершить свою мысль однозначной оценкой группы:
«Если ты заметил, дорогой читатель, у меня в заголовке к слову «жуки» произвольно добавлен эпитет — «навозные», но мне почему-то кажется, что вы не осудите меня за эту вольность».
В одном из интервью с Никитой Богословским в 2003 году журналист припомнил ему эту статью, разоблачающую «битлов». На вопрос о том, был ли очерк заказан советской властью, композитор ответил отрицательно:
«Значит так, говорю вам однозначно и категорично: заказов, тем более подобного рода, я не исполнял никогда, ни для кого и ни за что! Я думаю, что я был пьяный».
Неодобрение в форме плагиатаЗависть и нелюбовь советских композиторов не помешали им активно плагиатить гениальные мелодии. Стоит отметить, что перепевали тогда не только песни «ливерпульской четвёрки». Просто The Beatles выпускали действительно шедевры — лёгкую, мелодичную, запоминающуюся музыку. В результате в песне ВИА «Весёлые ребята» под названием «Старенький автомобиль» можно легко узнать мотив композиции «Drive My Car». Песня-гимн «До свидания, Москва», исполненная Александрой Пахмутовой, очень напоминает битловскую «Hey Jude». Знаменитая песня Аллы Пугачёвой «Папа купил автомобиль» почти полностью копирует «When I’m Sixty Four». Плагиат песен The Beatles не закончился и после распада Советского Союза. Например, композиция Андрея Макаревича «Рыбак Рыбака», которая вышла в 2001 году, очень сильно напоминает песню «Taxman», впервые прозвучавшую в 1966.
Читайте также: Какие танцы в СССР были под запретом