На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фактрум

23 подписчика

«Гусары, молчать!» Откуда взялся поручик Ржевский, и кто он вообще такой

День рождения у Наташи Ростовой, исполняется 19 лет. Приглашены все гусары. Наташа втыкает свечки в торт, поместилось только 18. Наташа говорит: «Господа, куда же мне вставить девятнадцатую?» Всех опережает поручик Ржевский: — Гусары, молчать!
[caption id="attachment_201391" align="alignnone" width="1000"] Юрий Яковлев. Кадр из х/ф «Гусарская баллада»[/caption] Поручик Ржевский — известный герой пикантных анекдотов. Имя его знают все, но мало кто осведомлён об истории создания образа. Вместе с этим поручик Ржевский имеет богатую «жизнь», окружённую правдой и вымыслами. Прототипы у персонажа также были. Существовал ли откровенный культовый персонаж в реальности? Специально для вас Фактрум разбирается в тонкостях истории о поручике.

Сложная история поручика

Незаурядная личность — это мягко сказано. Поручик Ржевский сочетает в себе невероятные, на первый взгляд, вещи. Он одновременно хвастун и человек долга, патриот и азартный игрок, великолепный танцор и ярый противник высшего света. Главными чертами поручика (которые впоследствии станут визитной карточкой всех гусаров) всегда были отчаянная храбрость в битвах и влечение к слабому полу. Прославил образ поручика актёр Юрий Яковлев, который полностью вжился в роль гусара-повесы. Датой «рождения» персонажа можно считать 1962 год, когда на экраны вышел фильм «Гусарская баллада», подробно рассказывавший зрителям о похождения смелого вояки и охотника за женскими сердцами. Следует отметить, что в фильме Ржевский предстаёт в довольно благовидном свете. Да, он шут и нахал, но при этом обладает и важными человеческими качествами. Своё истинное «лицо» поручик обретает уже в процессе фольклорной эволюции. С годами рассказы и анекдоты с участием Ржевского приобретают всё более пикантный и смелый оттенок. Кстати, кинолента «Гусарская баллада» создана на основе пьесы под названием «Давным-давно», которую в 1941 году драматург Александр Гладков представил широкой публике. В свою очередь, писатель вдохновился стихотворением, принадлежавшим перу реально существовавшего гусара Дениса Давыдова. Таким образом, можно сказать, что реальный прототип, благодаря которому появился Ржевский, реально существовал.

А был ли настоящий Ржевский?

Фамилия поручика считалась в России того времени довольно распространённой. Дворяне Ржевские числились сразу в девяти российских губерниях. В начале XVII века один из поручиков российской армии, Юрий Ржевский, был направлен Петром I в Италию для изучения морского военного дела. Затем офицер поступил в Преображенский полк. Интересно, что Юрий Ржевский считается прапрадедом Александра Пушкина. Сегодня считается, что действительным прототипом фольклорного Ржевского был Сергей Ржевский — дворянин, который в конце XIX века действительно проживал под Тулой. За подпоручиком (именно такое звание было у реального Ржевского) тянулась обширная череда безобразий: от шумных пьянок до конфликтов с полицейскими. Офицер был вульгарен, слыл нахалом и грубияном. Как написала позже его племянница в мемуарах, подпоручик частенько подшучивал над монахинями, чем провоцировал постоянные скандалы с церковью.

Пища для творчества

Неординарный и такой же неоднозначный образ Ржевского не мог остаться незамеченным у современников. Своеобразная копия поручика появилась в знаменитом отечественном фильме «Турецкий гамбит». Гусар Зуров — дуэлянт, лихой боец и безнадёжный картёжник — очень напоминал зрителю классического Ржевского. Откровенные анекдоты, связанные с жизнью повесы-поручика, стали плодотворной почвой для юмористических зарисовок. Авторы телепередачи «Городок» неоднократно использовали образ Ржевского для создания миниатюр и постановок. Современники воплотили образ поручика в фильме «Ржевский против Наполеона», где все негативные качества персонажа были возведены в абсолют вплоть до абсурда.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх