На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Фактрум

24 подписчика

Кто был прототипом главной героини «Мастера и Маргариты» Булгакова?

Образы Мастера и Маргариты в одноимённом романе Булгакова вдохновлены реальными людьми. И если в Мастере, по мнению большинства исследователей, можно легко узнать самого писателя, то с кого была списана Маргарита? Фактрум рассказывает о том, кем была последняя муза великого писателя. [caption id="attachment_202199" align="alignright" width="298"] Михаил Булгаков[/caption] За свою жизнь Михаил Булгаков был трижды женат. Его первый брак, который, казалось, прошёл огонь, воду и морфиновую зависимость, распался.

Вторую женитьбу ожидала та же судьба. Но с третьей супругой, своей самой большой любовью, Булгаков прожил до последней минуты жизни, которая оборвалась в 1940 году. Её звали Елена Шиловская, и на момент знакомства с писателем она была в счастливом браке с советским генералом. Встреча Мастера и Маргариты была абсолютной случайностью — на празднование Масленицы в доме их общих друзей они оба не хотели идти. Но всё-таки какое-то мистическое чутьё подтолкнуло их к друг к другу: они познакомились, Булгаков помог Елене завязать шнурок на рукаве и понял, что покорён её мрачным ведьмовским очарованием. Писатель потом шутил, что именно в тот момент будущая жена и «привязала» его к себе навеки. [caption id="attachment_202200" align="alignright" width="250"] Елена Шиловская[/caption] Роман развивался стремительно: Булгаков хотел проводить всё время вместе со своей новой любовью. Они виделись каждый день подолгу: катание на лыжах, генеральные репетиции спектаклей, поход в актёрский клуб, где Булгаков играл на бильярде с Владимиром Маяковским… Это продолжалось до тех пор, пока Елена не взмолилась, желая хотя бы немного времени, чтобы выспаться и привести мысли в порядок. Но писатель не дал ей и этого — пришёл к ней лунной зимней ночью, отвёл на Патриаршие пруды и сказал, указав на одну из скамеек: «Здесь они увидели его в первый раз».
Само собой, муж Елены, военный в высоких чинах, рассвирепел, узнав о том, что его жена проводит время с писателем. Состоялся неприятный разговор, и Елена, из боязни за судьбу своего любимого, была вынуждена оборвать общение с Булгаковым. Долгие двадцать месяцев они провели друг без друга, не переписываясь, не созваниваясь и не встречаясь. [caption id="attachment_202201" align="alignright" width="186"] Владимир Немирович-Данченко[/caption] Замешана ли в этом мистика или нет, но время без Шиловской стало очень тяжёлым для Михаила Афанасьевича. Его громили в газетах, спектакли исключали из репертуара театров, отовсюду наваливалось отчаяние и смятение. Не помогало продвижению карьеры даже знакомство с Немировичем-Данченко — знаменитый режиссёр был бессилен хоть как-то помочь развитию творческого пути писателя. Однако в то безрадостное время Булгаков на удивление легко писал. Замысел романа о дьяволе обрастал новыми подробностями, но ему пока не хватало чего-то особенного, какой-то объединяющей идеи, «хребта», вокруг которого был бы закручен сюжет. И когда спустя долгие месяцы разлуки писатель вновь встретил свою возлюбленную, то понял, чего именно ему недоставало. Так основной идеей романа стала любовь. С момента их повторной встречи всё в жизни писателя начинает налаживаться. Разрыв Елены с мужем прошёл на удивление спокойно и безболезненно, вторая жена Булгакова также оставила Михаила Афанасьевича без ссор и драм. Травля в газетах прекратилась, спектакли снова стали показывать в театрах. Счастливая пара узаконила отношения. Вдохновленный писатель работал, не покладая рук, перенося на бумагу характер своей любимой «ведьмы», превращая её в Маргариту. Елена Шиловская, в свою очередь, помогала мужу со скучными бюрократическими делами: подписывала договоры, ходила в издательства, вела деловую переписку. Их мирный брак продлился восемь лет и оборвался смертью Мастера. Булгаков умирал на руках своей Маргариты, часто бредил, называя себя то Пилатом, то Иешуа, путал роман с реальностью и просил жену показать ему ту самую шапочку из романа «с любовно вышитой буквой М». [caption id="attachment_202202" align="alignright" width="384"] Константин Симонов[/caption] Но даже смерть писателя не смогла разрушить их любовь. Долгие тридцать лет Елена Булгакова продолжала добиваться публикации трудов своего покойного мужа, сохраняла архив с письмами и документами. Издание «Мастера и Маргариты» стало для неё делом всей жизни. Однажды она даже напросилась в гости к Константину Симонову, который в то время возглавлял комиссию по литературному наследию Булгакова, и подбросила рукопись в чемодан поэта, собиравшегося в заграничную поездку. Это в конечном счёте и решило судьбу романа. Этот поступок подтверждает явное сходство характеров книжной Маргариты и её реального прототипа — Елены Шиловской.

 

Ссылка на первоисточник
наверх