В июле 1941 года немецкие самолёты начали активно бомбардировать столицу СССР. Тогда правительство СССР приняло решение переоборудовать станции метрополитена в жилые зоны для советских граждан.
Практически каждый москвич, оставшийся в городе во время военных действий, побывал в метро-бомбоубежище во время воздушной атаки.
При этом составы продолжали ездить по путям, а в 1941–1943 метро даже обзавелось несколькими новыми станциями. Так как же жилось людям под землёй в 1941 году?
К середине лета 1941 года московское метро включало в себя 21 станцию, которые располагались на трёх линиях. Первоначально станции не были предназначены для использования в качестве бомбоубежища. Однако весной того же года всё изменилось. Совнарком постановил, что метро должно быть переоборудовано для проживания людей и их укрытия во время авианалётов.
Метростроевцы, работая в три смены, начали переделывать станции, ко многим подвели водопроводы и оборудовали туалетные комнаты. К тому же, в тоннелях установили дополнительные улучшенные системы газовой защиты, должные спасти людей в случае, если на Москву сбросят отравляющие бомбы. К счастью, системы не довелось использовать. Благодаря оперативной деятельности работников Мосметростроя метро как убежище было готово к лету 1941 года. А с самых первых дней войны в нём уже работал Генштаб.
По ночам станция «Белорусская» превращалась в командный пункт, отгороженный фанерными листами от помещения самой станции.
В оставшейся части размещались жители столицы, прячущиеся от бомбёжек. Однако дорога к «Белорусской» отнимала слишком много времени у работников генштаба. Поэтому в начале сентября для их нужд была выделена целая станция — «Кировская». Там для руководителей генштаба оборудовали рабочие кабинеты, в одном из них работал сам Иосиф Сталин. И нельзя сказать, что условия жизни в метро во время войны у военных и простых граждан Советского Союза очень уж различались. Постановление Исполкома МоссоветаВ первую же ночь, когда над Москвой раздался сигнал воздушной тревоги, на станции спустились более полумиллиона человек. Конечно, несмотря на все усилия милиционеров и метростроевцев, обеспечивающих безопасность, без происшествий не обошлось. Во время первого авианалёта был разрушен тоннель между станциями «Арбатская» и «Смоленская». К сожалению, из-за взрыва погибли 14 человек, прячущихся в этом тоннеле. А «Белорусскую» едва не затопило из-за взорвавшегося водопровода. Однако все последствия были быстро устранены. В дальнейшем жертв среди обитателей московского метро 1941 года не наблюдалось. А уже в сентябре Исполком Моссовета напечатал постановление, где описывались правила пользования московским метро как бомбоубежищем. Во многом благодаря этому людей под землёй удалось разместить с относительным комфортом и полной безопасностью.
Согласно этому постановлению, метрополитен в годы войны должен был продолжать свою работу до десяти вечера. В десять часов движение поездов прекращалось, и на станции начинали запускать людей. Однако женщинам с детьми, не достигшими 12 лет, разрешалось спускаться в метро и до сигнала о начале вражеского авиаудара. А в случае дневного авианалёта движение в метро тут же прекращалось, и все станции использовались как убежища.

Стоит отметить, что во избежание распространения болезней был закрыт вход в метро людям, болеющим тифом, корью, скарлатиной и другими инфекционными заболеваниями. К тому же, милиционеры сразу разворачивали пьяных и людей, тащащих в убежище весь свой скарб в громоздких чемоданах. Нельзя было приносить в метро огнеопасные материалы и горючие жидкости, а также мусорить и трогать оборудование на станциях и в тоннелях. Все эти запреты были вполне оправданы и принимались как само собой разумеющееся. Тем более, что нарушителей правил ждал штраф в сто рублей. Но никто не роптал, ведь жизнь в метро мало отличалась от жизни на поверхности.
Московское метро во время войны могло единовременно вместить на своих станциях и в рабочих тоннелях, даже в недостроенных, около трёх миллионов человек. Прямо на платформах размещали множество двухъярусных или обычных кроватей. Но ночевать на них могли только женщины с детьми. Мужчины ночевали на раскладушках прямо в тоннелях. Чтобы поспать, москвичи приносили своё постельное белье. Матерей с малышами до двух лет размещали внутри вагонов поездов метро или в отдельных помещениях с детскими кроватками. Для детей организовали ясли и сады, где были воспитатели и нянечки. Не заканчивались занятия и у школьников. К тому же, на «Курской» открыли большую библиотеку, а на некоторых других станциях — магазины и салоны красоты.

На всех станциях метро во время войны открыли пункты медицинской помощи. Они были круглосуточными и принимали всех заболевших. Принимали врачи и роды у москвичек. Всего за тот период, что столица подвергалась авиаударам, в метро родилось более 200 детей. Они вместе с матерями могли оставаться на станциях, чтобы не подвергаться дополнительному риску. Особенно остро этот вопрос встал в октябре-ноябре 1941 года, когда атаки немцев на Москву усилились.
Московская паника 1941 годаВ конце осени авиаудары на столицу стали совершаться в несколько раз чаще. Поэтому 15 октября приняли постановление «Об эвакуации столицы СССР». В тот же день состоялась эвакуация советского Правительства и важных заводов. В столице воцарился настоящий хаос, люди считали, что таким образом Москву готовят к сдаче врагу. Многие хватали свои вещи и уходили из своих квартир и домов туда, где было безопасно. Поддался всеобщей панике и Лазарь Каганович — глава Наркомата путей сообщения. Он приказал начать уничтожение московского метро. Всё метро было обесточено, а после этого на путях заложили мины. Поэтому 16 октября метрополитен столицы не работал — впервые за всю историю.
Однако уже на следующий день, 17 октября, московский метрополитен заработал. Тем более эвакуация правительства уже была проведена. Находясь в безопасности и проведя совещание, правительство отменило решение Кагановича. Если бы метро взорвали, то последствия были бы непоправимы, а допустить этого было никак нельзя. Метростроевцы и тут проявили свои умения — всего за сутки они запустили все поезда и привели в порядок станции. К тому же, во время войны продолжалась закладка новых путей.
Удивительно, но уже в 1943 году был запущен новый участок пути от станции «Площадь Свердлова» до «Завода имени Сталина». Были открыты две новые станции на Замоскворецкой линии. А в 1944 был запущен состав от «Курской» до «Партизанской». Подвиг метростроевцев был оценен по достоинству, многим выдали почётные ордена. Немаловажную роль в таком ударном труде сыграла речь Иосифа Сталина в ноябре 1941 года.

Накануне 7 ноября правительство решило провести празднества для граждан, вынужденно живущих в метро. На «Маяковской» платформу превратили в роскошный зал, где прошёл концерт известных коллективов, а также заседание Моссовета. Платформа «Маяковской» была ярко освещена вопреки обычному, а для зрителей оборудовали сидячие места. Кроме этого, в поезде, стоящем на одном из путей, разместили буфет, где всем желающим наливали пиво и давали нехитрые закуски. Но пользоваться такими дарами не спешили — все ждали появления Иосифа Виссарионовича.
Главнокомандующий прибыл на станцию вечером. Пройдя за трибуну, Сталин зачитал доклад о ситуации на фронте. После он произнёс весьма воодушевляющую речь, которую все слушали, затаив дыхание. Едва Иосиф Виссарионович закончил, как раздались бурные овации. Его речь вдохнула новые силы в москвичей, уставших от авианалётов и пусть и комфортной, но всё-таки подземной жизни. К концу 1943 года бомбардировка столицы прекратилась, и метро как бомбоубежище перестало использоваться.
Источник: Как Кремль спрятали от фашистских самолётов