Шоссе Энтузиастов — начальный отрезок дороги, ведущей из Москвы в город Владимир. Свою печальную славу она получила ещё во времена царизма, когда по ней тысячи осуждённых годами шли на каторжные работы в Сибирь. Фактрум предлагает немного окунуться в историю и раскрыть больше фактов о печально известной дороге.
[caption id="attachment_201088" align="alignnone" width="597"] Шоссе Энтузиастов после реконструкции 1953 г.[/caption] Исторический путь Поначалу дорога «Владимирка» вела от столицы и до Владимира. Этот город стал одним из первых крупных населённых пунктов, через который проходил путь, а позже по нему годами ходили заключённые прямо до Сибири. Но так было не всегда. Изначально по этой дороге в Измайловские царские земли везли продукты питания и полотна, в том числе и лён. Постепенно путь продлился до Нижнего Новгорода, а потом и до Восточной Сибири. В начале XVII века основное его назначение было изменено. Все мы хорошо знаем, что князь Юрий Долгорукий основал Москву в 1156 году. Потребовалось проложить сухопутную дорогу от столицы княжества Суздаля до пограничной крепости. Но путь получился неблизкий и слишком времязатратный, что впоследствии привело к поиску новых решений. Во второй половине XII века Владимир превратили в столицу Владимиро-Суздальского княжества, и вопрос дорожного сообщения между Москвой и столицей встал особенно остро. Так и появился Владимирский тракт.Каторжная дорога
Именно по этому долгому и тяжёлому пути толпы людей, закованных в кандалы, брели в далёкую холодную Сибирь на каторгу. Это были зачинщики крестьянских бунтов, «декабристы» и прочие активисты, мечтавшие свергнуть действующую власть. И это были далеко не единицы. Так, к примеру, списки Тюменского приказа о ссыльных от 1853–1862 годов насчитывают более 100 тысяч человек, а уже в 1890 году их количество возросло аж до 260 тысяч заключённых. Дорога быстро получила дурную славу. В своих произведениях о ней упоминают многие российские писатели. Так, например, А. П. Чехов писал о «Владимирке» как о горестном безнадёжном пути. Многие осуждённые считали дорогу на каторгу тяжелее и страшнее самого наказания. Согласно принятым нормам, человек обязан был проходить в месяц порядка 500 вёрст. В итоге каторжники добирались до места назначения очень долго — путь занимал около двух лет, которые, к слову, не учитывались и никак не компенсировались сроком заключения. И только к концу XIX века «Владимирку» перестали использовать для переправы заключённых в Сибирь. Арестантов начали возить на поезде по Транссибирской магистрали. Несмотря на то, что Владимирский тракт вновь стал обычной дорогой, о нём ещё долго говорили как о проклятом пути, полном человеческих слёз и бескрайней печали. Позже, уже в начале прошлого века социалистические агитаторы активно использовали Владимирский тракт как своеобразный символ страшных мучительных репрессий со стороны властей. Поэтому в 1919 году народный комиссар просвещения РСФСР Анатолий Луначарский выступил с инициативой сменить название дороги на шоссе Энтузиастов. Тем самым он предложил отдать дань памяти революционерам, которые в своё время пожертвовали свободой, а кто-то — и жизнью за свои идеалы и твёрдые убеждения. Новое название быстро вошло в обиход и сохранилось до нынешнего момента. В настоящее время шоссе Энтузиастов является одной из самых крупных магистралей столицы. [caption id="attachment_201087" align="alignnone" width="1200"] Шоссе Энтузиастов, настоящее время[/caption]